А затем Минкультуры внезапно уволило директора Третьяковской галереи Ирину Лебедеву – известного специалиста, искусствоведа самого высокого уровня. Как цинично признались чиновники, Лебедева поплатилась за то, что не смогла «наладить хорошие взаимоотношения» с городскими властями.
Собственно, перечень претензий к теперь уже экс-директору был достаточно объемным. «Затянуто строительство второго корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах - снижение (!) посещаемости на 15%», - возмущался глава департамента культурного наследия Минкультуры Михаил Брызгалов, которого особенно взбесило отсутствие в галерее интернет-доступа по Wi-Fi.
- Не знаю, за что именно ее уволили, но точно не за это, - прокомментировал событие один из сотрудников музея на условиях анонимности. - Wi-Fi в галерее уже есть, я сам им активно пользуюсь. Кафе и рестораны тоже есть. Что касается запланированного сокращения продаж билетов на 15%, то тут всё дело в инициативе министра, который решил сделать вход для детей бесплатным. Все знают, что школьники составляют львиную долю посетителей Третьяковки, и для нас нововведение станет мощным ударом. Боюсь, что сокращение произойдет не на 15%, а гораздо больше.
Известный галерист Марат Гельман также сомневается в том, что официальные претензии Минкультуры совпадают с истинными причинами увольнения.
- Всё, что перечислено, находится в компетенции зама. Директор Третьяковки - политическая фигура. И если бы она была сильной, но не могла организовать Wi-Fi, можно было бы просто найти хорошего зама-хозяйственника, - говорит он.
Еще одним поводом стал недавний скандал, в ходе которого смотрители Третьяковской галереи при помощи охраны выпроводили из залов учителя рисования, читавшего лекцию своим ученикам. Сотрудники галереи заподозрили его в незаконном проведении экскурсии.
- Лебедева - безупречный специалист по искусству XX века, претензии к которому могут возникнуть разве что на научной конференции. В этом смысле я не понимаю минкультовских начальников, - считает искусствовед, преподаватель МГУ Андрей Ковалев. - В нормальной ситуации мы меняли бы хорошее на лучшее: одного хорошего куратора на другого. Но сейчас речь идет о какой-то «комфортной среде», Wi-Fi. Никто в Министерстве культуры и не задумывался о том, кто из этих достойнейших профессионалов будет делать выставки лучше».
Чтобы представить себе абсурд ситуации, давайте посмотрим на другой знаменитый российский музей – Эрмитаж. С 1992 года его возглавляет Михаил Пиотровский. За два с лишним десятилетия его руководства вокруг Эрмитажа неоднократно вспыхивали громкие скандалы. То выяснялось, что вместо подлинных шедевров живописи на музейных стенах висят новодельные копии, то в неизвестном направлении из фондов исчезали сотни произведений ювелирного искусства. А к директору, господину Пиотровскому, никаких вопросов. Так что не Wi-Fi и обиженный учитель оборвали карьеру Ирины Лебедевой.
Разгадку этой мутной истории дает нам все тот же Михаил Брызгалов. Увлекшись обвинительным пафосом, он, что называется, проговорился. «Третьяковской галерее не хватает шагов вперед. Сегодня необходимо вплотную заняться строительством второй очереди нового здания галереи, поэтому директор, в частности, должен наладить хорошие взаимоотношения с правительством Москвы», - заявил он.
Вот и разгадка – директор музея федерального подчинения не нашла общего языка со столичными чиновниками. А ведь Третьяковка – это не только почти целый квартал в Лаврушинском переулке, но и еще три здания в центре Москвы. Спокойно пройти мимо таких активов, стоящих миллионы и миллиарды в любой валюте, практически невозможно. А уж договориться с далеко не богатым Минкультом этим «деловым людям» совсем не сложно.
По материалам источников: «Газета.ru», «Известия», NEWSru.com